Направления йоги

Цикл статей, написанных в 2013г. и посвященных видам йоги:

Направления йоги (ч.1). Йога знания (Джняна йога).

Сегодня мы начинаем цикл статей об основных направлениях йоги. В них мы не будем обсуждать йогу Айенгара, йогу 23, кундалини и прочие современные течения, образовавшиеся сравнительно недавно. Мы поговорим о классических направлениях йоги, которые были описаны много лет назад и выделим из них четыре основных. Это Джняна йога, Бхакти йога, Карма йога и Раджа йога. Считается, что они есть путь к Мокше, а Мокша – это освобождение души и высшее блаженство.

image001И первую статью мы посвятим Джняна Йоге.

Джняна йога (йога знания: «джняна» знач. «знание, мудрость»). Джняна йога – это не обычное знание, не информация из учебника, это знание о непостижимом, о мудрости, о правде. Путь джняна йога – это путь к познанию себя.

Как достичь этого знания?  Согласно Упанишадам (древним ведическим трактатам), человек получает знание тремя способами: сравана (слушание), манона (обдумывание) и нидидьясана (опыт, медитация).

Для получения такого знания необходим мастер (Учитель), который уже получил опыт и может передать знание от  сердца к сердцу. На этапе слушания (сравана) ученик слушает своего Учителя, который несет знание бескорыстно, и с каждым словом отдает частицу своего сердца. Индийская философия говорит, что мастер подобен Богу, так как он является посредником между Богом и учеником, и даже небольшое количество времени, проведенное рядом с настоящим мастером, дает ученику много блага на долгое время вперед.

Но сравана – это еще не знание, сравана помогает нам размышлять, а это уже манона, следующий этап, когда Учитель дает ученику время поразмышлять, обдумать сказанное. Размышление помогает лучше разобраться в словах Учителя, посмотреть на них с разных точек зрения.

После этого вся иллюзия («майя») исчезает, истина становится очевидной, и вот тогда наступает нидидьясана – настоящее знания, опыт и глубокая медитация.

В то же время необходимо заниматься духовными практиками и готовиться к встрече со своим высшим «я». Существует четыре этапа подготовки к этому:

— вивека («различение») – это ясное понимание, что такое истина, а что – нет. Согласно ведам, истина постоянна, а все непостоянное – майя, иллюзия. Практика вивеки помогает нам отличить ложь от истины. Вивека дает понимание того, что весь наш материальный мир – это огромная иллюзия, и лишь душа, наше внутреннее настоящее «Я» — это истина, постоянная, вечная. Практика вивеки ведет к следующему шагу – вайграгья.

— вайрагья («непривязанность») – когда мы понимаем, что всё вокруг, что все вещи, окружающие нас, непостоянны, мы развиваем внутреннюю непривязанность. Есть ментальная непривязанность (в уме), когда мы приняли решение в голове, а вайрагья – это решение, принятое в сердце. Практика вайграгьи помогает очистить ум, достигнуть концентрации и устойчивости ума.

— шат сампат («шесть добродетелей): 1. контроль ума, 2. контроль чувств, 3. умение просто жить, но иметь высокое сознание, 4. выносливость (принятие любых условия жизни), 5. абсолютная вера и 6. однонаправленость ума (сбалансированное состояние).

— мумукшутва – состояние, когда человек достигает мокшы (освобождения).

Считается, что вивека и вайграгья идут рука об руку и являются необходимым качествами учителя йоги. Счастье не должно быть чем-то обусловленным, его можно достичь через практику вивеки  и вайграгьи. Различение и непривязанность, понимание того, что все в этом мире временно и лишь душа имеет значение. А развивать душу  — это не значит сидеть в одиночестве в пещере, это — наши ежедневные действия, направленные на то, чтобы нести счастье другим, служить бескорыстно, учить и учиться открывать сердце, развивать бескорыстную любовь. Но это уже бхакти-йога и карма-йога, о которых мы поговорим в следующих статьях. Ом.

© Юлия Валеева (на основе лекций Гуру Саджи П.К.)

P.S: «Гуру – тот, кто устраняет темноту и приносит свет (свет знаний)»

Направления йоги (ч.2). Любовь и преданность (Бхакти йога).

image003Следующее направление йоги, которое мы рассмотрим – это бхакти йога. Считается, что если для остальных трех видов йоги необходимо прилагать усилия (джняна, карма, раджа), то для бхакти йоги усилия не нужны, нужно просто открыть сердце.

Бхакти йога – это любовь и преданность к Богу. Причем, важно отметить, что йога – это не религия, и преданность к Богу может быть в любой конфессии, которая наиболее близка к вам, будь то ислам, христианство, буддизм или другие. Бхакти йога – это любовь к Богу как к Источнику всего сущего, Творцу, частица которого есть в нас самих.

Бхакти йог – это тот, кто посвящает всю свою деятельность, даже всю свою жизнь Богу. Ведь можно присваивать плоды своей деятельности себе, а можно понимать, что все дается нам свыше, и быть благодарными за это. Преданность Богу – это нечто большее, чем мы привыкли думать, это совсем иное, чем обычная любовь, к которой мы привыкли в жизни. Преданная любовь к Богу – это спонтанная связь с Ним, когда мы отдаем всего себя, «предаемся» ему.

Концепция бхакти-йоги такова, что все, что я вижу в жизни, включая себя самого – это проявление Божественного. В этой концепции человек уверен на 100%, что Бог о нем позаботится. «Без воли Бога не шелохнется и травинка» — это и есть бхакти-йога.

Можно думать, жить, говорить, готовить еду – все делать с Бхакти (любовью к Богу), и умереть тоже.

В шастрах (это древние ведические тексты) выделено четыре вида преданных:

  1. Арта – когда люди идут к Богу (в храмы, церкви), чтобы только попросить о чем-то и избавиться от страданий. Они страдают от своих личных проблем, и вспоминают о Боге, только чтобы их решить. Они просят только о себе.
  2. Джиднясу – это люди, которые ищут смысл жизни, такие интеллектуалы, которые уже обладают знанием (например, уже знают веды) и дальше через ум идут к Богу. Они уже не пойманы в ловушку повседневности, они преодолевают свои проблемы с помощью знания и понимают, что материальные удовольствия – это далеко не главное в жизни. Им также нужна милость Бога, чтобы обрести мудрость.
  3. Артарти – вспоминают о Боге для решения материальных проблем. Отличие от арты в том, что артарти просят не только для себя, но и для своей семьи, для своего бизнеса, для благосостояния.  Они просят не об избавлении от страданий, как арты, но о благах материальной жизни.
  4. Джняни – они свободны от всех желаний, это чистые йоги, они связаны с Высшим Сознанием. Они осознают, что все вокруг – это проявление Божественной природы.

Есть еще одно направление, так называемые вашры – это атеисты с высоким уровнем сознания, те, кто ищет справедливости (как Робин Гуд). Им также необходимо обрести мудрость в сердце.

Веды говорят, что когда мы ничего не просим у Бога, он обязательно наполнит нас, а если постоянно чего-то ожидать, то  с этими ожиданиями мы и останемся. Дело не в том, что наши желания не исполнятся – скорее всего как раз-таки Бог даст нам то, что мы просим. Проблема в том, что сами желания могут никогда не закончится.

© Юлия Валеева (на основе лекций Гуру Саджи П.К.)

Направления йоги (ч.3). Бескорыстное служение (Карма йога).

image005Карма йога — это еще один важный путь йоги. Общее значение карма йоги – бескорыстное служение. Существует два пути наработки кармы:

  1. Сагам-карма: карма работает с эгоистическими ожиданиями в нашем уме.
  2. Нишкама-карма: бескорыстная деятельность без ожидания результатов.

Считается, что результат приносят обе кармы, то есть за все в жизни придется платить, каждое наше действие (и хорошее, и плохое) создает новую карму.

Путь карма-йоги – это нишкама-карма, чистое бескорыстное служение без ожидания результатов и награды.

Нишкама-карма приносит много чистоты и хороших качеств, и в конце концов дает прекрасное освобождение. С помощью карма-йоги мы очищаем свое сердце от зависти, чувства превосходства и прочих зол, обретая доброту и простоту. Исчезает эгоизм, мы чувствуем полную свободу и единство.

Через джняна йогу (йогу знания) человек понимает важность карма-йоги, а бхакти-йога (йога любви и преданности) дает понять, что карма-йога – это прекрасный способ преданного служения. Таким образом, джняна йога и бхакти йога являются прекрасным фундаментом для карма-йоги.

Через карма-йогу мы приходим к знанию о себе, о душе. Сначала мы терпим, боремся со своим умом, а потом начинаем любить карма-йогу. Очень важно не возгордиться своей работой, лучше просто посвящать плоды своей деятельности Богу (и это уже соединение с бхакти, любовью и преданностью). В карма-йоге не должно быть слова «Я», здесь нет места эгоизму. Тогда начнут появляться и проявляться светлые качества нашей личности.

Считается, что без карма-йоги мы даже хатха-йогу нормально не сможем практиковать.

Мы можем привнести концепцию карма-йоги в свою повседневную жизнь, служа бескорыстно. Например, когда доктор в больнице относится к пациентам как к проявлению Бога, а к их телам – как к храмам, и выполняет свою работу не для удовлетворения самолюбия, а чтобы послужить Богу. Так должен работать каждый доктор, он не думает об эго, о том, что он единственный, кто может выполнить такую работу и получить деньги. Каждое действие должно быть прославлением Бога.

Так и учитель йоги должен относиться к своей работе, делать ее для Бога (и осознавать, что тела учеников – это храмы душ). У каждого из нас внутри есть нектар, мы должны нести его другим людям, это и есть карма-йога. Тогда к нам придут чистые качества сознания.

Человек устает, когда он воспринимает свою деятельность как работу, делает ее с позиции эгоизма. А надо просто бескорыстно служить людям, делать это от души и с любовью в сердце.

© Юлия Валеева (на основе лекций Саджи П.К.)

Направления йоги (ч.4). Королевская йога (Раджа йога).

image008И вот, только поговорив о джняна, бхакти и карма-йоге мы подошли, наконец, к раджа-йоге, к единственному направлению, с которым большинство из нас уже знакомы благодаря практике хатха-йоги, которая является частью раджа-йоги.

Итак, «Раджа» означает «король». Король всегда обладает истинной властью. При этом истинным королем можно назвать лишь того человека, который контролирует свой ум. Раджа-йога подразумевает, в первую  очередь, контроль ума.

Раджа-йог сидит и наблюдает свой ум, мысли, молчание. Он знает, как перенаправить мысли, он достигает контроля ума и его чистоты.

Существует восьмиступенчатый путь йоги, который приводит к самадхи – состоянию «без-мыслия», что и является целью раджа-йоги.

Восемь ступеней йоги:

  1. Ямы – моральные заповеди (нормы поведения). Когда мы искренне исполняем ямы, сердце наполняется любовью, покоем, светом. Ямы очень важны, считается, что даже если не получается постоянно их практиковать, нужно все время думать о них (ненасилие, неворовство, правдивость, контроль чувств, нестяжательство).
  2. Нияма – внутренняя дициплина. Если ямы относятся к внешним нормам поведения, то ниямы – это внутренняя дисциплина (чистота, удовлетворенность тем, что есть, аскетизм, самоизучение, посвящение плодов своей деятельности Богу).

Более подробно о ямах и ниямах читайте в статье «Нравственность – основа для занятий йогой».

  1. Асана  – положения тела. Вот тут уже мы говорим о хата-йоге, которую практикует большинство из нас. Все физические практики йоги берут свое начало из хатха-йоги. Асана – это единение ума, тела и сознания. Нельзя относится к асанам как к физическим упражнениям. Важно научитсья медитировать в асанах. Подробнее читайте в статье«Что такое асана?»
  2. Пранаяма – дыхательные техники. «Прана» — это жизненная энергия, «яма» — это контроль. Пранаяма – это не просто контроль дыхания, это контроль жизненной энергии, жизненной силы.

К тому же считается, что если мы не сможем контролировать дыхание, мы не сможем контролировать ум. Благодаря пранаяме мы контролируем ум через дыхание, и количество праны в теле повышается.

  1. Пратьяхара – отвлечение ума от органов чувств. Это когда мы отвлекаемся от органов чувств, когда мы не привязываемся к желаниям, к тому, что видим. Без пратьяхары человек не может продвинуться дальше по йогическому пути. Это последняя из внешних к ступеней йоги, хотя некоторые учителя относят ее к внутренним.
  2. Дхарана – концентрация. Это значит привести свой ум к однонаправленной осознанности, сконцентрировать свой ум на одной точке. Объект концентрации может быть разным – мантра, пламя свечи и пр., но для дхараны объект необходим. Высшая ступень дхараны (концентрации) – это дхьяна – медитация.
  3. Дхьяна – медитация. Это непрерывный поток сознания. Если в дхаране еще возможны отвлечения, то тут их уже нет. Дхьяна постепенно превращается в самадхи.
  4. Самадхи — высшее состояние сознания, состояние погруженности в «Высшее я».Только в состоянии самадхи человек становится объектом, мы и объект, на который мы концентрируемся, становимся едины. Здесь уже нет состояния «Я». которое есть в дхьяне и дхаране. В самадхи мы становимся едиными с Великим Сознанием.

И в заключение цикла статей о направлениях йоги, хочется отметить, что истинная цель нашей жизни одна – познать свою истинную, божественную природу. Конечная цель одна, а путей, ведущих к ней – много. Важно выбрать для себя свой, наилучший путь. Главное следовать ему неуклонно.

© Юлия Валеева (на основе лекций Саджи П.К.), статьи были написаны для сайта om74.com